Zinovina Larisa Vladimirovna
Развивающее значение сюжетно-ролевой игры.Развивающее значение сюжетно-ролевой игры Говорить о значении сюжетно-ролевой игры мы должны в первую очередь поговорить о предметно-игровой среде для сюжетных игр. Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию. При проектировании предметно-игровой среды в старшей группе мы, прежде всего, ориентировались на цели развития и воспитания детей, исходили из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе. Предметно-игровая среда в старшей группе была организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещалось по принципу нежесткого центрирования, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов. При организации предметно-игровой среды учитывалось проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносилось оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организовывалась так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда, на наш взгляд, будила познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу. Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. В связи с этим для детей старшей группы была разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые ( «Семью», «Семейный праздник », «В гости к бабушке», «Новогодний праздник», «Поездка на дачу» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Супермаркет», «ГИБДД», «Редакция газеты», «Дизайнерская студию», «Автосалон» и т. д.), общественные («Соревнование», «Школа», «Театр», «Цирк»), игры-путешествия («По родному краю», «В теплые страны », «По сказкам », «Путешествие в зимний лес », «Путешествие на Север» и др.), игры по сказкам. Для каждой темы игры были определены цели и содержание. Например, цель игры «Строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки и сдача объекта. Была спланирована предметно¬игровая среда и спроектирована перспектива ее развития. Большое внимание уделялось организации предметно-игровой среды для новых и современных тематик игр, а именно «Телевидение», «Исследователь», «Редакция журнала (газеты) », « Корпорация "Билайн" », « Химчистка», « Дизайнерская студия», «Банк». Также было спланировано пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр. Атрибутика для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в связи с их особенностями восприятия окружающей действительности была более детализирована. Например, для игры «Экологи» детям предлагались планы, карты, схемы местности, экологические знаки, «Красная книга», набор «Лабораторию»), паспорта на различных животных и растения и т. д., а для «Дизайнерской студии» - альбомы по оформлению интерьеров, образцы тканей, обоев, краски, декоративные украшения, альбомы по флористике, фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений и др. Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектовалась по коробкам, где была надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имели возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, оставались на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохранялся интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, использовались для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволяла детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. В то же время большое внимание уделялось функциональной надежности и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал соответствовали эстетическим требованиям. При этом по ходу реализации примерного плана после окончания каждого игрового процесса вместе с детьми в непринужденной обстановке проводился анализ характера их игрового взаимодействия: выявлялись свои минусы и плюсы, обсуждались проблемные ситуации, возникшие у детей в игре, и совместно принимались их правильные решения. Постепенно в процесс е реализации примерного перспективного плана стало заметно, как повышался уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом. Дети принимали активное участие в игровой деятельности, сюжеты которой самостоятельно развивались на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, просмотре диафильмов, в полной мере используя предметно-игровую среду. Для того чтобы можно было подвести итоги, свидетельствующие об эффективности проделанной нами работы по созданию предметно-игровой среды и развитию игровых умений у детей, нами была проведена повторная оценка предметно-игровой среды группы и диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры. На основе самооценки и экспертной оценки было определено состояние предметно-игровой среды. По самооценке предметно-игровая среда получила 2,8 балла, по экспертным оценкам средний балл также составил - 2,8. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что предметно-игровая среда обогатилась и улучшилась. Исследование уровня развития игровых умений также показали позитивные результаты, т. е. динамику развития игровых умений каждого ребенка. Первый и второй уровень развития игровых умений не показал никто; третий - 64 % (16) детей, динамика составила 12 %; четвертый - 36 % (9) детей, динамика развития составила 32 % .
Анализ игровых умений показал, что выросли проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров но дети используют различные атрибуты, предметы-заместители, самоделки. В играх появились нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, проявляется инициатива в развитии сюжетных логических эпизодов. Основное содержание игры - действия, связанные с передачей отношения к другим людям, роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны, они свободно переходят от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия разнообразны и отражают богатство действий изображаемого лица, выделены действия, направленные к разным персонажам игры. Они развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь практически отсутствует. Дети объединяются в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса друг к другу, пытаются справедливо разрешать споры. Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:
• целенаправленной организации предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильности - динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциональности; закрытости - открытости; учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функционального комфорта; надежности и безопасности; • обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребенка; • реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка; • обеспечении своевременной трансформации предметно¬игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняющегося уровня игровых умений; • организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно орга-низовывать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу; • создании условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место; • обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования; • предоставлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.; • обеспечении доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка. • ведущей роли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды. Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям: • учитывать закономерности развития игровой деятельности, • соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, • носить развивающий характер.
8 января 2017 в 21:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.